BBS - Behavior- based safety!
Вспомним основоположника научного подхода к исследованию происшествий и их
причин Герберта Хенриха и его пирамиду
. По его исследованиям в 88% происшествий причиной послужили
действия или ошибки людей. В остальных 12% - причина опасные условия.
В разных исследованиях соотношение может меняться, в основном
из-за объема выборки и качества расследований. Например в исследования такого
авторитета в безопасности как Дюпон говорят о соотношении 96% действий людей к
4% опасных условий как причинах происшествий.
У нас часто можно слышать, что основная причина
происшествий, аварий и травм - это старое изношенное
оборудование, инфраструктура и технологии. Это или стереотипы
мышления или попытки замалчивания реальных причин и проблем. Но
ситуация меняется к лучшему и в исследованиях причин аварий
например на объектах Ростехнадзора уже можно видеть до 80 и
более процентов причин - действия людей.
Какой для нас в этом практический смысл?
Невозможно сделать рабочее место полностью
безопасным, не учитывая действия людей.
Даже в офисе, где все исправно и казалось бы
ничего не может произойти травма возможна.
И наоборот, даже работая на небезопасном
оборудовании, выполняя все правила можно работать без
травм.
А раз так, то если Мы хотим управлять
безопасностью, нужно научиться управлять действиями людей. Это
смысл BBS.
Как этого достичь?
Элеутер
Ирен Дюпон де Немур - основатель компании
DuPont, в 1818 году после страшной аварии
на пороховом заводе в штате Делавер, установил принцип работы
компании
"Работать безопасно
или
не работать вовсе"
Для мотивации персонала, он поселил мастеров (руководителей
нижнего звена) вместе с семьями в жилых домах прямо на пороховом
заводе. Вы не будете нарушать правила безопасности, понимая что
из-за Ваших действий могут погибнуть ни в чем не повинные люди.
("After an 1818 explosion, the members
of the du Pont family, all of whom were away during the incident,
agreed that one partner should always remain in the yards and
that lower-level managers reside, as they did, on plant grounds."
http://www2.dupont.com/Phoenix_Heritage/en_US/1805_detail.html)
Подобные мотиваторы используются и по сей день Например в
Испании на территории химического предприятия расположены
загоны для животных, которые естественно могут
пострадать из-за ваших опасных действий.
Управлять действиями людей непросто.
Проще установить ограждение, блокировки или
разместить знаки безопасности. Но ограждения снимут "потому что
мешают работе", блокирующий выключатель отключат "для увеличения
производительности", а на знаки безопасности внимания не
обратят, потому что их замечают в первый раз как новую
информацию, но в следующий раз нет новизны и внимания на них
тоже.
Но способы есть. Мы же управляем действиями
людей направленными на производство продукции, услуг и т. д.
Рецептов и способов много, например:
Необходимы цели по снижению количества опасных
действий;
Необходима мотивация для их достижения;
Необходим контроль состояния дел с опасными
действиями (поведенческие аудиты). Это требует тренировки,
потому что действия часто быстротечны, в отличии от условий
которые статичны;
Поведенческие аудиты - новый термин, который появился недавно.
Что это такое и чем отличается от инспекции или трехступенчатого
контроля?
Все знают как проводиться инспекционная проверка. Приходит
инспектор - специалист в своих вопросах, он проверяет состояние
оборудования, освещения, вентиляции и т. д. Если есть нарушения,
составляется акт и выдается предписание об устранении выявленных
нарушений. Такой подход родился еще при царях, когда
прибывающему государеву инспектору еще от пристани стелили
красную ковровую дорожку. Такая инспекция призвана показать всем
важность, значимость и заботу государя. И это главный ее смысл.
Предупреждению травм при такой инспекции мешают несколько
обстоятельств:
-
основное внимание условиям, нет внимания к
опасным действиям людей, хотя именно действия являются главной причиной травм
в 96% случаев;
-
если навязываются какие то действия, то они
навязываются под давлением извне (сверху) и поэтому вызывают
неприязнь, даже если они позитивны;
-
инспекции проводятся редко и не могут эффективно
контролировать ситуацию.
Всех этих недостатков лишены поведенческие
аудиты. Потому что:
-
их основной цель контроль действий людей -
96% причин травм(мы смотрим меньше на состояние
оборудования, а больше на то как люди его используют, мы
смотрим на соблюдение процедур и инструкций, мы смотрим как
человек защищен от вредных опасных факторов, как применяет
средства защиты, а не в карточку - выданы СИЗ или нет);
-
аудиты проводятся регулярно, с частотой
зависящей от количества и серьезности имеющихся проблем;
-
аудиты проводятся по принципу "коллега
оказывает помощь коллеге", с обязательным совместным
обсуждением обнаруженных проблем и поиском способов их
решения, а не как начальника с подчиненным (название аудит
произошло от греческого "аудио" - выслушать);
-
в проведении аудитов участвуют не только
специалисты, но и по возможности большинство или все
сотрудники.
Чем большее количество ваших сотрудников участвуют в проведении
поведенческих аудитов, тем выше эффективность аудитов.
Когда мы видим опасные действия или условия,
важно понимать, что это только надводная часть айсберга, а их
причины не на поверхности. Они внутри каждого из нас. Это наши
знания, опыт, мнения, отношения к безопасности. Именно они
определяют наши поступки и нашу оценку ситуации. Приемлема она,
безопасна она или нет.
Эффективны методы управления,
меняющие отношения людей к безопасности, изменяющие их мнения,
мысли и знания.
Только изменив отношение людей к
безопасности и здоровью, их мысли ценности которыми дорожат,
можно ожидать изменения поведения и корректировки опасных
действий или условий.
Участие Ваших сотрудников в
проведении аудитов - это хороший способ изменить их отношение к
безопасности.
Идем дальше...